Сатмарские хасиды – это одно из направлений хасидизма, зародившееся на территории современной Румынии в начале ХХ века. Движение получило широкую популярность благодаря своим радикальным антисионистским убеждениям и социальной самоизоляции. Большинство cатмарских хасидов проживает на территории Израиля и США.
История сатмарских хасидов
Город, который евреи всегда называли «Сатмар», находится в многонациональной части Трансильвании, где встречаются три государства: Румыния, Венгрия и Рутения (или Карпатская Украина). Мадьяры, правившие городом до 1918 года, а потом под покровительством Гитлера во время Второй мировой войны, называли его Сатмар-Немети. Румыны, которые получили город согласно Трианонскому договору в 1920 году и вернули его в 1945 году, называют его Сату-Маре.
Начало династия берет в 1904 году. После смерти Хананьи Йом-Тов Липа Тейтельбаума, ребе хасидской династии Сигет, статус главы приобрел его старший сын, Хаим Цви Тейтельбаум. Но некоторое количество хасидов выбрало лидером второго сына, Йоэля Тейтельбаума. В 1905 году он оставил родину и переселился в Сатмар. Постепенно многие сигетские хасиды в силу ярко выраженных радикальных взглядов и неординарной личности ребе присоединились к общине Сатмар.
В 1926 году Хаим Цви умер, а его приверженцы выбрали Йоэля своим лидером. В 1928 году Йоэль после острых разногласий был избран главным раввином всей сатмарской общины.
Бескомпромиссность и непоколебимая воля привели его к ожесточенным спорам с известными учителями и раввинами, в том числе с почитаемым рабби Хаимом Элеазером Шапиро из близлежащего Мункача. В результате репутация рабби Йоэля, как радикала, распространилась далеко за пределы венгерского еврейства еще до Второй мировой войны.
По иронии судьбы рабби Тейтельбаума, ярого антисиониста с антиизраильскими настроениями, спас из концлагеря лейборист-сионист Исраэль Кастнер, которому СС разрешила отобрать определенное количество венгерских евреев для отправки поездом в Швейцарию. Среди тех, кого выбрал Кастнер, был и сатмарский ребе. После недолгого пребывания в Швейцарии ребе отправился в Палестину, в Соединенные Штаты он приехал в 1947 году. Поселившись в Вильямсбурге рабби Тейтельбаум построил впечатляющие владения вокруг своей общины, Йетев Лев д’Сатмар. В них входят четыре миквы, пекарня мацы, которая занимает целое здание, и школьная система Сатмара.
Хотя до Второй мировой войны в Вильямсбурге и проживало значительное число ортодоксальных евреев, достижения сатмарских хасидов были бы невозможны без послевоенной иммиграции многих выживших восточноевропейских евреев. Сатмарская община в Бруклине (Нью-Йорк) служила магнитом для сотен хасидов (мужчин и женщин), оставшихся без семей и домов. Ребе Тейтельбаум привез в США огромное количество последователей, которые присоединились к нему во время его пребывания в Палестине. Обустроенные сатмарские хасиды оказывали помощь будущим челам общины, желающим переселиться в Соединенные Штаты.
Когда новые иммигранты прибывали в страну, ребе устраивал их на работу на предприятия, принадлежащие членам общины. Работа, полученная таким образом, часто низкооплачиваемая, позволяла придерживаться обычаев (носить привычную одежду и строго соблюдать шаббат).
Йоэль возглавлял общину сатмарских хасидов до своей смерти в 1979 году. Примерно через год лидером был назначен Моше Тейтельбаум, второй сын Хаима Цви.
Моше родился 1914 году и с юности отличался неординарными способностями: умом, ученостью и качествами лидера. Уже в возрасте 22 лет его назначили главой йешивы в местечке Каречк в Венгрии, в 1939 он получил должность раввина в Сенте. После окончания Второй мировой войны, как и многие евреи, эмигрировал в США.
Рав Моше, оставаясь очень скромным человеком, превратил общину в первую по численности среди хасидских движений. Умер он в 2006 году, после чего в общине произошел раскол.
Светская и религиозная жизнь сатмарских хасидов
Сатмарские хасиды, которые следуют теологии Баал Шем Това (как и другие хасидские направления), считают, что не может быть никакого разделения между светской и религиозной жизнью. Абсолютно все аспекты жизни и деятельность человека должны быть подчинена Торе и служению Творцу.
Сатмарские хасиды не хотят менять свои традиции и религиозные практики и поэтому не ищут никаких оправданий для перемен. Они сохранили одежду и образ жизни, близкий к тому, который вели их предки в довоенной Румынии.
Верность хасидов традициям в религиозной и повседневной жизни имеет психологические и социологические основания. Эти ограничения – их защита от ассимиляции. Они возводят стену между ортодоксальным евреем и остальным миром. Сатмарские хасиды не хотят идти на компромисс с традицией, потому что любой компромисс – брешь в этой стене, а чем больше послаблений, тем больше она расширится.
Члены сатмарской общины принципиально не используют иврит в повседневном общении. Этот язык считается святым и употребляется только во время молитвы и изучения Торы. Для общения в общине Сатмара используют идиш.
Антисионистская идеология сатмарских хасидов
Сатмарские хасиды известны тем, что резко выступают против современного государства Израиль.
Это движение хасидизма воспринимает сионизм и создание государства Израиль как анти-мессианский акт, который был зачат и рожден от греха. Они решительно отрицают легитимность коллективного политического возвращения на Святую Землю и еврейского суверенитета. Для них это дело рук человеческих, которое нарушает присягу еврейского народа политическому невмешательству.
В Мидраше сказано (в изложении Раши), что Творец заклял евреев не возвращаться массово на землю Израиля с применением физической силы, не «восставать против народов мира», не «торопить конец». Согласно мировоззрению сатмарских хасидов евреи должны ждать небесного, полного, чудесного, сверхъестественного искупления. И именно это ожидание в течение двух тысячелетий отображает самую сущность и своеобразие еврейского народа, выражает его веру в божественное Провидение и Мессию, и уверенность в пророках.
Следует отметить, что подавляющее большинство ортодоксальных движений иудаизма резко оспаривают столь радикальный подход в отношении современного еврейского государства.
Попытка применить военную силу в политической сфере, а тем самым ускорить конец, является коллективным бунтом против Царства Всевышнего. Эти попытки уподобляются деяниям людей, строивших Вавилонскую башню (Берешит 11: 1-9).
Как сказал покойный сатмарский ребе Йоэль Тейтельбаум: «Даже если члены Кнессета были праведными и святыми, то они все равно совершили ужасное, преступное беззаконие – они начали править до того, как настало их время».
Согласно этой логике, понятия «государство Торы», или «галахическое государство», являются неверными по сути; любое еврейское государство до мессианской эпохи отрицает Тору и выступает против Галахи.
Сатмарское движение хасидов считает, что они должны безоговорочно изолировать себя, отделить социально от светского общества и политически от государства Израиль. Следовательно, любое использование бюджета сионистских организаций и учреждений полностью запрещено, члены общины делают все возможное, чтобы лишить себя какой-либо выгоды от них.
На момент смерти рава Моше приверженцев сатмарского движения в Израиле, Соединенных Штатах и Европе насчитывалось около 120 000 человек. Но их влияние, сам вызов, брошенный их радикальными взглядами, шокирует евреев других направлений и мировое сообщество в целом, и потому широко освещается журналистами.