Умань – город в Черкасской области Украины, который называют маленьким Израилем. В отличие от других районов страны, здесь постоянно растет численность евреев, а, именно, одного из ортодоксальных течений – хасидов. Еще город известен тем, что паломники едут в Украину отмечать иудейский Новый год. И некоторые остаются насовсем. Рассмотрим, почему хасиды приезжают праздновать именно сюда, и какова история развития хасидизма в Умани.
Что такое хасидизм
Хасидизм – ортодоксальное религиозное течение в иудаизме. Дословно переводится как «учение благочестия». В XVIII веке оно быстро распространилось среди евреев, живущих в Речи Посполитой и на прилегающих территориях.
Основоположник хасидизма – рабби Исраэль бен Элиэзер (Баал Шем Тов, или Бешт). Его учение во многом основывается на каббале и отличается мистицизмом. Он считал, что путем радостных, экстатических молитв и религиозного созерцания каждому под силу достичь духовных высот. При этом весьма важна личность ребе – наставника, поскольку он выступает в роли посредника между человеком и Богом.
После смерти Бешта и его преемника рабби Дов Беера из Межрича, хасидизм разделился на множество направлений, называемых также дворами (на ивр. хацер). Во главе каждого из этих течений стоит ребе, или адмор. Одно из таких направлений представляют брацлавские (или бреславские) хасиды.
Рабби Нахман и история брацлавского хасидизма
Основоположником этого течения был рабби Нахман – правнук основателя хасидского движения Баал Шем Това. Его родина – поселок городского типа Меджибож в Летичевском районе Хмельницкой области Украины.
Праведник появился на свет 1 нисана 5532 (1772) года в семье близкого друга и ученика Баал Шем Това рабби Нахмана из Городенки и внучки Бешта – ребецин Фейги.
Будущий цадик рос среди хасидов. Много времени посвящал молитвам, изучению Танаха и Талмуда. После женитьбы сразу после Бар-мицвы продолжил духовно совершенствоваться, стремился полностью контролировать плоть и желания. Свою духовную работу он держал в тайне, а при посторонних вел себя, ничем не выделяясь среди них.
По словам самого рабби Нахмана, огромное значение в его становлении как духовного наставника хасидов имели сердечные молитвы и беседы со Всевышним.
Его старания в самосовершенствовании не прошли даром, и уже с 16 лет рабби Нахмана окружали многочисленные ученики и последователи. Праведник побывал в Израиле, некоторое время жил в городе Тверия, который был центром движения хасидов в Палестине. Но добраться до Иерусалима так и не смог из-за нашествия Наполеона. Путешествие способствовало духовному росту, дало возможность глубже постичь Тору.
Вскоре рабби Нахман вместе с семьей переехал в городок Брацлав Подольской губернии. Именно здесь праведник стал ближе всего к духовному идеалу. Наставник хасидов полностью освободился от пагубных человеческих страстей, знал содержание всех священных книг, его взору было открыто их истинное значение. В то же время он продолжал изучать Тору так, как будто видел ее впервые, и говорил, что в познании Творца и его Писаний нет предела.
В Брацлав начали стекаться хасиды со всей Украины. Рабби Нахман обучал последователей чистосердечной молитве, разговорам со Всевышнем, как с близким другом, жизни сегодняшним днем.
Особое место в учении ребе занимало отношение между лидером общины и ее членами. Бреславскому хасиду следует отказаться от собственных суждений и внимать словам духовного наставника, – говорил он. При этом нужно постоянно самоочищаться и не впадать в уныние, поскольку это злейший враг веры.
Учение духовного наставника хасидов рабби Нахмана сохранилось в ряде книг, которые были изданы уже после его смерти.
Но в Брацлаве рабби Нахмана настигла череда утрат: за 4 года cскончались оба его сына и жена, сгорел дом, а сам цадик заболел туберкулезом. После этих событий он уехал в Умань, где умер в возрасте 38 лет.
Сотни хасидов приезжали в город и при жизни праведника, и после его смерти. За рабби Нахманом в Умань прибыл и его самый близкий ученик – рабби Натан Штернгарц. Именно он систематизировал и передал хасидам духовное наследие праведника. Сам цадик сжег большинство своих рукописей. Во многом благодаря ученику рабби Нахмана брацлавский хасидизм стал одним из самых многочисленных течений в мире.
Почему хасиды празднуют Новый год в Умани?
Ежегодно в Умань едут до 40 тысяч бреславских хасидов со всего мира. Собираются целыми общинами, берут с собой детей, в основном жители США, Израиля и Франции.
Для хасидов празднование еврейского Нового года – Рош а-Шана (так же Рош га-Шана или Рош ха-Шана) в Умани не случайно. В городе покоится основоположник брацлавского хасидизма, их духовный наставник рабби Нахман. Место его захоронения – одно из самых значимых и чтимых мест Брацлавских хасидов, центр паломничества в Украине.
Рабби Нахман приехал сюда в 1808 году. Он пожелал умереть в Умани: там расположено кладбище, где похоронены жертвы резни 1768 года. По разным данным во время этих событий погибло 12 до 30 тысяч человек. Рабби хотел, чтобы его похоронили вместе с мучениками.
Он умер вскоре после Рош а-Шана, поэтому и появилась традиция праздновать Новый год в Умани. Но и в другое время могила цадика не пустует. Многие люди, не одни лишь хасиды, молятся здесь и просят благословения у Всевышнего.
В 1990-х годах могилу рабби Нахмана собирались перенести в Израиль. Однако мнение бреславских хасидов было прямо противоположным. Если останки перенесут, значит, нарушится завет цадика на захоронение в Умани. Была попытка выкрасть прах, но ее своевременно пресекла украинская милиция.
Хасиды в Умани отмечают Новый год в середине сентября – первой половине октября, в новолуние месяца тишрей. Празднование длится 2 дня и начинается накануне, поскольку в иудейском календаре следующий день наступает с заходом солнца.
Первыми, примерно за неделю до Нового года, в город прибывают состоятельные хасиды. Они могут позволить себе долго находиться в другой стране. Массовое паломничество начинается за 3–4 дня до праздника. Жители Умани готовятся к встрече – предлагают услуги такси, сдают в аренду квартиры. Отель, построенный для паломников, не может вместить всех желающих.
Периметр, где собираются хасиды, оцепляют правоохранительные органы. Посторонним заходить туда запрещают. Но событие широко освещается в новостях. Примечательно, что в еврейских кварталах Умани указатели и вывески дублируются на английском языке и иврите. В магазинах и лавках можно расплачиваться не только гривнами, но и долларами.
Паломники-хасиды в Умани большую часть времени посвящают молитвам, у могилы рабби Нахмана всегда столпотворение. Люди пишут записки с просьбами к цадику и складывают в специальные ящики.
К сведению. Для бреславских хасидов поездка в Умань – священный долг. Те, кто не могут совершить паломничество самостоятельно, получают материальную поддержку от благотворительных фондов.
История Умани
Умань – старинный украинский город, впервые упоминающийся в летописях в 1616 году. По одной из версий, его название происходит от ивритского слова «амен» или «омейн», что означает «верно» или «истинно».
Город основали как казацкую крепость. В первой половине XVII века местечко Гумань (так тогда называлась Умань) было частью Речи Посполитой. Им владел Валентий Александр Калиновский – староста винницкий, брацлавский и каменецкий. Он построил здесь укрепленный замок.
Когда в 1652 году погиб его сын Мартин Калиновский, бывший последним наследником, и земли перешли к польскому роду Потоцких. В городе стали обосновываться евреи. Они имели равный с поляками правовой статус и получили покровительство короля Речи Посполитой. Так началась история евреев в Умани.
В 1749 году на город напали гайдамаки, выступавшие против феодально-крепостного гнета Речи Посполитой. В результате часть Умани была уничтожена, а многие жители, в том числе евреи – убиты.
Новый владелец восстанавливает замок, с разрешения короля каждый год устраивает в городе ярмарки, приглашает купцов из Турции, Сербии, Израиля. С получением Магдебургского права в 1760 году Умань становится центром денежно-товарного обмена. Количество евреев увеличивается до 450 человек.
В 1768 году в период гайдамацкого восстания за стенами города искали убежище множество евреев из окрестностей. Они передали защитникам замка крупную сумму денег для поднятия их боевого духа. Но все оказалось напрасным.
Когда к Умани приблизились повстанцы, губернатор отправил против них отряд казаков под командованием Ивана Гонты. Однако те перешли на сторону врага. Получив дополнительные силы, гайдамаки взяли Умань и учинили жестокую резню. В большинстве своем это были евреи, но также пострадали поляки и русины-униаты.
К сведению. Позже Гонту казнили поляки – живьем содрали кожу и четвертовали. Многих гайдамаков повесили. Их предводителя, Максима Железняка, сослали в Сибирь как русского подданного.
В 1793 году после второго раздела Польши Умань вместе со всей Правобережной Украиной стала частью Российской империи. К 1801 году большую часть населения (58%) составляли евреи.
Евреи, как правило, занимались ремеслом и держали мелкие лавки. Некоторые владели крупными ювелирными, продовольственными и канцелярскими магазинами, а также предприятиями в Умани. Большая часть объектов сосредоточилась в средней части города, где находились многие синагоги.
На окраине Умани сформировался другой квартал, Нижний еврейский, или Раковка, где жили евреи-бедняки. Центром стала городская Хоральная синагога. Она находилась на вершине холма – Верхней еврейской улице. Вниз шла тесная застройка напоминающих мазанки домов. Она вела к базару и заездам – небольшим гостиницам.
Когда рабби Нахман умер, около Хоральной синагоги построили хасидскую. Праведник желал, чтобы у хасидов в Умани были общие места для молитв. Он и сам посещал Хоральную синагогу. Но под давлением окружающих начал строительство отдельного молитвенного дома.
К сведению. По данным за 1914 год 56,2 % жителей Умани (28267 человек) были евреями.
В 1919 году случилась череда еврейских погромов. В результате одного из них по приблизительным подсчетам погибло 350 человек. Среди нападавших были красноармейцы, войска Директории, крестьяне, вооруженные косами, граблями и палками.
После Октябрьской революции началось переселение евреев в Черкассы и другие крупные населенные пункты. В 1939 году евреи составляли уже только 30 % (13233 человек) от численности населения.
В конце июля – начале августа 1941 года под Уманью произошло сражение группы армий вермахта и советских войск. Город был окружен и захвачен фашистами. В нем оставались примерно 15000 местных и бежавших из оккупированных районов евреев. Нацисты тут же уничтожили 80 из них. Позже еще 1000 человек удушили газом, 1412 – расстреляли.
В октябре у евреев отобрали почти всю собственность и выселили в Раковку. 8 октября в Умани провели «акцию» по уничтожению. Тогда погибло 6000 человек – 5400 местных и 600 пленных. Оккупанты не щадили и тех, кто помогал евреям скрыться. Еще через 14 дней, на окраине города убили примерно 10000 евреев, тела сбросили в глубокие ямы.
После этого в Умани осталось около 1800 евреев, которых поселили в гетто (упразднено в 1942 году). В общей сложности во время Второй мировой войны нацисты уничтожили от 20000 до 25000 евреев из самого города и ближайших сел.
С окончанием войны в Умань стали возвращаться эвакуированные евреи. Однако советы отдали под жилищное строительство территорию старинного кладбища и разрушили место (огель), где покоится рабби Нахман. В ходе хрущевской антирелигиозной кампании упразднили единственную оставшуюся синагогу.
К сведению. К 1959 г. в Умани жило примерно 2200 евреев (5% от общей численности), к началу 1970-х гг. – около 1000.
Когда Украина получила независимость, хасиды снова стали посещать Умань. На месте упокоения рабби Нахмана возвели синагогу, а квартал вокруг нее постепенно приобрел современный вид. Сейчас в городе существует 2 еврейские общины: маленькая местная и брацлавские хасиды.